ОБРАЩЕНИЕ
Прошедшие сезоны Чемпионата Владимирской области по футболу выдались урожайными на позитивные тенденции:
- матчи обслуживают судейские бригады во главе с рефери ФИФА Львом Павловичем Антоновым;
- за футбольные команды стали выступать профессиональные игроки, некоторые их которых ранее выступали за клубы Премьер-лиги и участвовали в Лиге Чемпионов УЕФА;
- 80% игроков получают за игры заработную плату или премиальные;
- посещаемость матчей Чемпионата Владимирской области растет. Средняя посещаемость команды «Ковровец» составляет 982 человека, «Луча-Атлета» 961 человек. Согласно полученным данным, команды четвертого дивизиона из Коврова и Вязников по уровню посещаемости оказались середняками второго дивизиона!!!
- футбольная команды «Ковровец» ввела такой дополнительный источник дохода как продажи билетов от матчей. Стоимость билета составляет символические 15 рублей, но таким образом команда покрывает до 30% бюджета. Кроме того, у команда есть предпосылки к увеличению доходов за счет продажи билетов, так как стадион вмещает 4 000 зрителей. Следовательно, за счет продажи билетов «Ковровец» может покрыть свои расходы, а полученную прибыль инвестировать на целевые нужны команды.
Это были первые целенаправленные действия по усилению игрового потенциала футбольных команд, первые реальные финансово-экономические показатели, первые шаги к признанию чемпионата и кубка по футболу со стороны населения Владимирской области. Эти успехи особенно актуальны после десятилетий неудач. На смену депрессии и пессимизму в оценках будущего владимирского футбола приходят осторожные надежды полутора миллионов граждан и, хочется верить, трезвый управленческий расчет, эти надежды не обманет.
Реальный прорыв в развитии футбола во владимирском регионе требует волевых управленческих действий. А им всегда предшествует выбор стратегических приоритетов.
Мы исходим из того, что приоритетов не может быть много. В противном случае происходит распыление и без того ограниченных финансовых, административно-управленческих и человеческих ресурсов. Важно из многих вариантов остановиться на двух-трех направлениях, но таких, чтобы они в случае успеха вытянули за собой все остальное. Именно они должны быть в первую очередь обеспечены ресурсами и механизмами реализации. Поэтому всем, кто считает себя причастным к развитию владимирского регионального футбола, так важно сегодня достичь согласия и определиться по вопросу о приоритетах.
Результаты проведенного нами исследования на тему «Факторы и перспективы развития «Чемпионата Владимирской области по футболу на 2011-2012 годы» позволили нам сформулировать свое видение системы приоритетов.
С нашей точки зрения реальный шаг развития владимирского футбола требует следующего:
Первое – продемонстрировать властным структурам всю значимость футбола не только как игры, но и как социального и экономического явления, помочь им осознать эффективность использования бюджетных средств на нужды великой игры. Затраты властным структурам вернутся сторицей благодаря повышению лояльности любящего футбол населения области, увеличению его экономической активности, распространению здорового образа жизни, укреплению позитивных настроений в обществе.
Статистическое исследование Всероссийского центра исследований общественного мнения (ВЦИОМ) показало, что «доля опрошенных, готовых изменить своё мнение о главе района в лучшую сторону, если тот поддерживает футбол, составляет от 31 до 47%».
Второе – создать условия для привлечения в футбол внебюджетных инвестиционных ресурсов, а именно, денег спонсоров и рекламодателей. Для этого владимирский футбол должен научиться рекламировать себя.
Футбол уже давно перестал быть «зрелищем для бедных». Результаты социологических опросов, проведенных Фондом «Национальная академия футбола» совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показывают, что футбольная аудитория – обеспеченная и образованная. А потому – очень привлекательная для тех, кто продвигает свою продукцию, бренды или просто заинтересован в улучшении своей репутации.
Таблица 1. Классификация футбольных зрителей по уровню доходов.
Доходы (чел./мес.) Аудитория
до 1500 руб 2,8%
1500 - 3001 руб 19,3%
3001 - 5000 руб 23,1%
5001 и выше 38,0%
Ничего не получал в прошлом месяце 16,7%
Согласно таблице, утверждение о том, что «футбол – увлечение для бедных» уже не соответствует действительности. Из приведенных данных следует, что 38% посетителей футбольного матча являются финансово обеспеченными и следовательно готовы тратить деньги как на билеты, так и на другие футбольные и околофутбольные продукты.
Вышеназванные приоритеты не представляются нам чем-то умопомрачительно сложным. Но и для их реализации требуются согласованные действия многих людей. А потому, крайне важно сформировать адекватные механизмы реализации этих приоритетов.
Традиционно считается, что механизмы реализации – задача государства в лице соответствующих федеральных органов власти. Именно на государство по старинке возлагают свои надежды большинство любителей футбола. Не уменьшая значения действий на областном уровне, в результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что решение задачи развития футбола имеет мощнейшую районно-клубную составляющую. А значит, любая областная стратегия развития футбола должна быть дополнена системными действиями на районно-клубном уровне. Как говорится «стратегическое мышление глобально, но его реализация – всегда локальна». Именно механизм по приведению к единому экономическому стандарту всех футбольных клубов Чемпионата Владимирской области по футболу первой группы может вытянуть за собой все остальное.
Понимая важность районно-клубного аспекта в реализации стратегии развития владимирского футбола, мы предоставим результаты исследовательской программы «Факторы и перспективы развития «Чемпионата Владимирской области по футболу на 2011-2012 годы».
Надеемся, что исследовательская программа окажется интересной для любителей футбола. В то же время представители районных органов власти и футбольных команд смогут найти в этом издании дополнительные аргументы и идеи для инициирования программ развития футбола на своих территориях, для определения новых партнеров и обсуждения с ними конкретных проектов и вариантов сотрудничества.
Мы также рассчитываем, что данный отчет поможет политикам и представителям бизнеса в определении собственной позиции относительно футбола во Владимирской области. Демонстрация этой позиции в той или иной форме может стать весомым вкладом в формирование по-настоящему стратегического и социально ответственного партнерства – партнерства в развитии «Чемпионата Владимирской области по футболу».